Воспитание как стратегический ориентир развития образования

С 2020 года на территории Российской Федерации, в том числе и Самарской области, начинается выстраивание воспитательного пространства. Заложен общий принцип: единая страна – единая цель воспитания.

На прошедшей неделе ЦВР «Эврика» – СП ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск организовал и провел семинар «Воспитание как стратегический ориентир развития образования». Тема мероприятия одна из актуальных и была посвящена именно тому, как каждая организация (будь то школа, учреждение дополнительного образования, библиотека, общественные организации) и остальные участники воспитательного процесса взаимодействуют для того чтобы более эффективно реализовывать поставленные задачи воспитания.

Семинар начался с посещения участниками выставочной экспозиции творческих работ учащихся ЦВР «Эврика». Здесь были представлены авторские выставки учащихся Трубиной Ангелины «Путь к Победе» и Едифановой Ульяны «Цветочная симфония» (объединение «Творческая мастерская», руководитель С.Г. Салеева), коллективная выставка объединения «Валяша», руководитель Е.А. Платонова. Также были представлены работы победителей и призёров конкурсов «ЦВР Эврика – 30 лет» и «Лето.Солнце.Каникулы – 2025». Были выставлены тематические папки «День за днём» и «Эколидер», в которых отражена деятельность ЦВР «Эврика». Можно было посетить школьный музей, где экскурсию «Герои среди нас» для гостей провел С.Н. Коновалов, педагог дополнительного образования, генерал-майор в отставке.

Семинар с интересной структурой – теоретическая часть – панельная дискуссия «Не детский взгляд на воспитание», и практическая работа в группах – показ технологий, методов и приемов, которые можно использовать в работе.

Дискуссия открылась просмотром ролика «17 традиционных духовно-нравственных ценностей России». Основной вектор разговора был задан.

Что ж такое воспитание? Как лучше им заниматься? Необходима ли консолидация усилий всех участников воспитательного процесса в деле воспитания? Можем ли мы – взрослые и дети – влиять на процесс воспитания? Нужно ли воспитывать современную молодежь? Воспитание с точки зрения межличностных отношений, как выстраивать эти отношения? Эти и другие не менее важные вопросы обсуждали спикеры панельной дискуссии:

– Елена Марковна Сучкова, старший преподаватель кафедры прикладной психологии Самарского филиала ГАОУ ВО г. Москвы “Московский городской педагогический университет”;

– Лилия Евгеньевна Копейкина, ведущий специалист Регионального отделения “Движения первых” Самарской области в муниципальном районе Похвистневский;

– Олег Викторович Петров, историк, психолог, главный специалист отдела развития образования Северо-Восточного управления министерства образования Самарской области.

Ирина Ивановна Сидорова, учитель ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск, педагог дополнительного образования ЦВР «Эврика», победитель конкурсов «Сердце отдаю детям 2024» и на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности 2025 года говорила, о сочетании воспитания и обучения в содержаниях школьной учебной программы и программы дополнительного образования детей. О воспитательном потенциале дополнительного образования. О том, что большинство детей ставят на первое место такую ценность как «Семья».

Её слова подтвердил и Артем Евграфов, учащийся Подбельской школы, победитель районного конкурса «Ученик года-2022», лауреат областной акции «Народное признание – 2023», командир военно-патриотического клуба «Сварожич». Он высказал мнение, так сказать с другого берега, детский взгляд на воспитание. Артем заявил, что основа всего – это семья. Родители, которые дали ему возможность попробовать себя в разных сферах – спорте, пении, и даже танцах. А том, какие личные качества ему помогли сформировать педагоги.

Подводя итоги панельной дискуссии, участники пришли к выводам, что воспитание процесс многогранный, во многом с отсроченным результатом. Только в объединении усилий всех участников образовательных отношений, заинтересованных лиц, организаций двигатель воспитательного процесса будет работать исправно и приносить желаемые результаты в реализации Указа Президента Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Далее участники мероприятия разошлись по группам. Группа работников дополнительного образования детей занималась обсуждением раздела «Воспитание» дополнительной общеобразовательной программы. Коллегам, к имеющейся структуре данного раздела, был предложен алгоритм по постановке цели, задач, ожидаемых результатов воспитательной работы с учетом направленности и профиля программы. Первый шаг алгоритма – определение перечня ценностей. Завершающий – план воспитательной работы, в котором все мероприятия работают на формирование выбранных ценностей.

Группа школьных работников и родителей посетило «Студенческое кафе». Игровая технология, где участники обсуждают вопросы и фиксируют идеи на «бумажных скатертях». Затем участники знакомятся с идеями друг друга и дополняют их. Игра позволила создать особую атмосферу доверия и креативности. Обсуждались такие вопросы: «Как вы считаете, нужны ли «Разговоры о важном»?», «Нужно ли обсуждать с детьми дома прошедшие «Разговоры»?», «Хотелось бы Вам быть участниками «Разговоров о важном»?», «Можно ли использовать в домашнем воспитании технологию «Разговоров о важном»?».

Третья группа – учащиеся 8 и 10 классов Подбельской школы участвовали в интеллектуально – просветительской игре «Сила России», посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и году защитника Отечества, разработанной Е.М. Сучковой, методистом ЦВР «Эврика». Вначале ребята разделились на четыре команды: «Эрудиты», «Первые», «Чемпионы» и «Знатоки». Игра проходила в три тура: «Символы великой России», «Победы русского оружия», «Гордость России». В каждом было по 10 вопросов, разбитых на 2 категории. В зависимости от сложности вопросы имели свою стоимость в баллах. Для ответа предоставлялось ограниченное время – одна минута. Не зависимо от полученного ответа, ведущие давали информационно-историческую справку на вопрос. Команда «Эрудиты» заработала больше всех баллов и стала победителем. Ребята смогли глубже проникнуться историей своей страны, испытать чувство гордости за своих предков и осознать, насколько важно сохранять память о событиях Великой Отечественной войны.

Подводя итоги мероприятия на круглом столе, Л.Н. Усманова, методист ГБУ ДПО «Похвистневский ресурсный центр» вручила всем выступающим в практической части сертификаты и поблагодарила за организацию и проведению данного мероприятия.

Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации любой программы составляют целевые ориентиры воспитания, которыми и являются 17 традиционных духовно-нравственных ценностей России. Это то, к чему мы все должны стремиться.

Е.Н. Петрянкина, Н.А. Егорова, Н.А. Кугаткина, Л.А. Служаева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *