Человек, который не знает корней, не любит свою малую родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», не будет уважать традиции и культуру своего народа. Обращение к народному эрзянскому искусству, который включает в себя богатый духовный опыт, способствует возрождению чувства национальной гордости. Народное искусство является хранителем исторической памяти, носителем самобытной культуры.
Учащиеся театрального объединения «Маска» ГБОУ СОШ им. Н.С.Доровского с. Подбельск и объединения «Акцент» ЦВР «Эврика» впервые приняли участие в XI областном детском межнациональном фестивале-конкурсе «Радуга Поволжья», который проходил в г.о. Новокуйбышевск. Учредителем Фестиваля является министерство образования и науки Самарской области.
Тема мордовской народной культуры и традиционной одежды привлекла наше внимание для работы над композицией. Наш коллектив выступал в номинации «Национальный театр мод» (этнический стиль, стилизация). Свою коллекцию мы решили назвать «Портреты времени». Показ поделили на три части: старинные и современные костюмы, в которых сохранены элементы традиционной эрзянской культуры. В показе присутствуют старинные платья, собранные из сел Подбельск, Красных Ключей и Нижнеягодного, также продемонстрировали одежду, в которой выступала знаменитая сказительница Серафима Люлякина.
Собирая коллекцию, наши ребята в простых полубытовых ситуациях общались со старшим поколением, с людьми, которые донесли до нас старинные обычаи и предания, а таких бабушек у нас немало, вот так и происходит преемственность культуры. Ведь внимание, уважение и терпение к проявлениям иной, непонятной пока среды – это первый шаг к интеграции современного села с традиционной культурой. И вот тогда у нас появилась первая коллекция старинных мордовских платьев и фартуков. На показе от модели к модели мы решили осовременить народный мордовский костюм. Современный стилизованный костюм поражает своей красочностью и обилием различных сложных узоров, выделяя своей индивидуальностью и умением объединять прошлое и настоящее.
Нам представляется нормальной та педагогическая ситуация, когда не школьный учитель детей учит фольклору, а среда и народ – основные учителя. И наша задача открыть для ребят первоисточник, дать им возможность перенять народную культуру из первых рук.
Вот и универсальный ключ к решению. Зачастую можно услышать: «Да, мол, где-то есть деревни, где сохранили, сберегли наряды да уборы, где поют старинные обрядовые песни. А у нас ничего нет». Но, если присмотреться внимательно, поискать, то выясняется, именно в этой деревне поют старинные песни, которые в других местах забыли. А та изношенная вещь, которая годится лишь на тряпки (бабушка хотела выбросить), – оказалась старинной рубахой с долгими рукавами и уникальной вышивкой. Надо только суметь увидеть уникальность в этой, неприглядной на первый взгляд, вещи. В ходе подобных расспросов начинают открываться многие этнографические тайны, скрытые в повседневном быту.
Наш коллектив был награжден Дипломом лауреата III степени. Мы гордимся такой наградой и восхищаемся талантом наших ребят.
Познание детьми народной культуры находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие, раскрывает творческие способности, формирует общую нравственную культуру.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут!
О.М. Гречушкина, Г.А. Пижамова
