О, жизнь моя! О, дивное призванье!
Смятенье чувств и дум водоворот,
Где каждый час – как на одном дыханьи.
Полѐт души в бескрайности широт.
А.К. Бруднов
История Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» начинается в 90-х годах прошлого века. Его инициатором и организатором стал Алексей Константинович Бруднов. Лучшее название конкурса, которое так метко отражало бы суть работы, «дополнительных педагогов» найти было бы
сложно. Его победители увозят домой очень хрупкий приз – «Хрустальный ключ» от детского сердца. Это символично, так как хрусталь л
егко ломается. Чуть сфальшивил, схалтурил, и разбился ключ, оборвалась духовная связь с ребенком. И потому относиться к нему надо очень бережно. Конкурс для системы дополнительного образования детей – это поддержка талантливых педагогов, поиск педагогических идей по обновлению содержания, повышение профессионального роста.
Районный конкурс профессионального мастерства педагог дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» – первый шаг на пути к Всероссийскому конкурсу. И, конечно, без надежных товарищей в такой нелегкой дороге не обойтись. Таким партнером уже три года является Похвистневская районная профсоюзная организация. Она оказывает финансовую поддержку победителю и призерам конкурса.
Как известно, дорогу осилит идущий. И в этом году трое смельчаков, Наталья Александровна Беликова (работает педагогом дополнительного образования на базе Губернского колледжа), Нина Ивановна Погильдякова (Султангуловский филиал Рысайкинской школы) и Татьяна Моисеевна Хусенбаева (Школа с. Рысайкино) отправились штурмовать педагогические высоты. У каждой из них была своя мотивация для участия, но объединяло их желание обменяться опытом и пообщаться с коллегами в некой атмосфере конкуренции. Участие в конкурсе для педагога это, несомненно, возможность испытать себя, свой профессионализм, увидеть новые перспективы и направления движения.
Так как же проходил конкурс? Два соревновательных дня. Первое испытание – самопрезентация «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу». За 10 минут конкурсант должен раскрыть приоритетные направления развития дополнительного образования, на решение которых направлена его дополнительная общеобразовательная программа и педагогическая деятельность, рассказать о приоритетах и ценностях, об
отношении к профессии.
Главной мыслью выступления Н.А. Беликовой было жизнеутверждающие: «Жить – интересно! После всего остается след. След – воспоминание, след – восторг, след – опыт. След, изменяющий жизнь к лучшему». Н.И. Погильдякова отталкивалась от этнографических истоков, а Т.М. Хусенбаева сравнила себя с паровозиком (из Ромашково), везущим вагоны (детей в них) к новым землям, к новым открытиям.
Затем импровизированный конкурс. Этот конкурс оставался сплошной загадкой до самого конца. Сначала для гимнастики ума и мобилизации сил – упражнения Джеффа. Высказывание «Привычки отцов плохие и хорошие превращаются в пороки детей» надо было обдумать в течение минуты, согласиться или не согласиться с ним и аргументировать свой выбор. Тема эссе «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» также была объявлена непосредственно перед началом конкурса. На всё про всё (написание своих размышлений) конкурсантам полагалось 20 минут.
Второй конкурсный день отдан открытым занятиям с общей для всех номинаций темой – «Ознакомление с новым видом деятельности» в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Педагоги погружаются в обычную детскую среду, с одним НО – с незнакомыми ребятами. Собственно, именно этот конкурс и показывает главное – умение работать с детьми, импровизировать, не оставлять без внимания «почемучек» или «молчунов» и при этом управлять ситуацией, не позволяя уводить себя в сторону, занятие-то не резиновое – всего 40 минут с обучающимися среднего и старшего возраста!
Надо сказать, что все занятия проводились на базе ГБОУ СОШ с. Среднее Аверкино (большое спасибо школьному коллективу педагогов и детей за помощь в проведении конкурса).
Первое называлось «Секреты бабушкиного сундука». Оно было рассчитано на 5-классников. Нина Ивановна быстро нашла общий язык с ребятами, они живо отвечали на вопросы. Она, что называется «поймала волну» – ведь и Султангулово и Среднее Аверкино чувашские села, поэтому секреты сундука нашли горячий отклик в душах детей: «Впечатлений много!!!», «Мне очень понравился урок, потому что нам рассказывали о прошлом, показали весь сундук с вещами», «Было очень интересно, узнал, что хранили бабушки в сундуках», «Я узнал много-много вещей. Например, про старинный утюг. Мне было очень интересно», «Больше всего мне понравились ложки, и как мы на них играли. Спасибо за урок». Это впечатления детей, все как один написали, что «У моей бабули есть тоже такой сундук».
6-классники побывали в роли лаборантов экологической лаборатории – «Исследователи ЭкоЛаб» называлось занятие
Татьяны Моисеевны.
Даже членам жюри хотелось «похимичить», а ребят стоило только попросить и они с удовольствием проводили исследования: «Мне очень понравился урок. Я узнал, что в йогурте может содержаться .
крахмал и как его выявить», «Было интересно узнавать новое! Мне очень понравилось!», «Было познавательно»,
«Было интересно проводить эксперименты», «Дома я смогу узнать качество своих мыла и пасты», «Я узнал, что в йогурт добавляют крахмал, мыло бывает хорошее и плохое, зубная паста бывает плохой. На этом уроке я научился определять качество зубной пасты, мыла и йогурта. Вот почему мне понравился этот урок».
Учащиеся выпускных классов попробовали себя в роли журналистов. Занятие Натальи Александровны называлось «Как написать статью?». На занятии было и знакомство с профессиями, имеющими прямое или косвенное отношение к медиасфере, и обращение к личному опыту подростков в ведении страниц в социальных сетях, и погружение в работу коррес
пондента газеты. Итогом занятия стал готовый макет газеты «СТРУЖКА».
Кроме профессиональных качеств немаловажную роль в оценке играет речь, самобытность, оригинальность выступлений, логика изложения, умение доказать жюри, что ты – яркая личность, способная заинтересовать детей своим делом.
Конкурс состоялся. Перед жюри стояла сложная задача – определить лидера. Сложная, потому, что все три конкурсанта показывали примерно один уровень мастерства, каждый член жюри склонялся к одному из участников, и каждый – к своему, т.е. единодушного мнения не было.
Сейчас перед призерами открываются возможности окружного конкурса. Кто знает, может, кому покорятся и просторы областного уровня? Хочется им пожелать до конца пройти свой путь по дороге всех этапов Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».
Без чего не может состояться педагог дополнительного образования?
Без профессиональной состоятельности. Детям интересно рядом с тем человеком, которому есть что сказать. Эти люди действительно отдают свои сердца детям, иначе в нашей профессии нельзя. Дети ведь бегут в кружки и секции не из-за боязни двоек в дневнике и вызовов родителей. Их притягивает душевное тепло, мастерство и талант педагога.
Е.Н. Петрянкина,
руководитель Филиала ЦВР «Эврика»