19 сентября состоялась региональная научно-практическая конференция «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики». Его инициатором и организатором выступил Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с министерством образования и науки Самарской области. В работе секции учителей истории и обществознания приняли участие более 40 человек из образовательных учреждений области. Работу секции возглавил И.С. Манюхин, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой исторического и социально- экономического образования СИПКРО. Я представляла деятельность Центра внешкольной работы «Эврика» Похвистневского района. Выступила с докладом «Организация системы мероприятий по краеведению как средство повышения качества образования». В нем я постаралась осветить часть работы краеведов Похвистневского района. Филиал ЦВР «Эврика» проводит ежегодно такие мероприятия краеведческого направления как: конкурс «Лучший экскурсовод», краеведческая викторина «Пусть помнит мир спасенный», конкурс «Голос истории», краеведческие Чтения им. В. Ендураева в рамках Форума «Умы и таланты Земли Похвистневской», «Родословие». Данные конкурсы создают условия для развития и поддержки творчества педагогов и учащихся; воспитывают у мальчишек и девчонок чувство патриотизма и активную гражданскую позицию.
Ребята проделывают огромную работу. Они ищут объекты и субъекты исследования, интервьюируют, учатся работе с техникой: диктофоном, видеокамерой, компьютером, обрабатывают материал с помощью разных компьютерных программ и учатся его правильно демонстрировать. Педагоги сопровождают и контролируют весь процесс, начиная с выбора темы и заканчивая публичной и наглядной презентацией. То, насколько полноценным будет развитие обучающегося, его возможность восприятия культурного наследия своего народа, как будет проходить процесс усвоения социального опыта, будут устанавливаться связи и отношения во многом зависит от опыта педагога.
Занятия в учреждениях дополнительного образования дает обучающимся возможность применить полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою любовь к родному краю, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, просветительской, лекционной, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе и в процессе подготовки к итоговой аттестации и даже выборе профессии.
Такая деятельность требует от педагогов выбора оптимальных приемов и способов работы с учетом общих и частных целей педагогического процесса, умения не только отобрать необходимый материал и сделать его доступным, но и определить наиболее рациональные виды деятельности, а так же творчески использовать средства обучения и способствовать повышению качества образования детей. Центру внешкольной работы «Эврика» предложили выйти со своим опытом работы на региональный уровень и сделать свои мероприятия открытыми, чтобы в них могли принять участие дети из других районов нашей губернии.
Н.А. Егорова, методист ЦВР «Эврика» –
филиала ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск