«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
А. Дистервег
О профессионализме педагога, о росте его компетенций шла речь на практико-ориентированном районном семинаре «Методическая деятельность педагога», который проводил в январе ЦВР «Эврика» – СП ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск. В работе семинара приняли участие педагоги дополнительного образования и учителя истории общеобразовательных учреждений Похвистневского района.
На семинаре отметили, что главная цель краеведения – воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Объектом деятельности краеведов является территория своей малой родины, страны. Более подробно рассмотрели разработку, структуру и проведение учебного занятия, так как именно они являются устоявшимися, традиционными в системе дополнительного образования. В ходе занятия изучается, закрепляется или повторяется учебная тема. Такая работа требует от педагога выбора оптимальных приемов и способов работы с учетом общих и частных целей педагогического процесса, умение предвидеть перспективы и предусмотреть возможные затруднения обучающихся. Педагог должен уметь отобрать и дозировать необходимый материал, сделать его доступным, суметь определить наиболее рациональные виды деятельности, творчески использовать средства обучения.
Особое внимание на семинаре было уделено методам досуговой педагогики, которая создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми: игра и театрализация, состязательность и импровизация и многие другие. Педагог дополнительного образования – фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. Обязательное условие этого – высокая информированность, знание новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития.
Педагог дополнительного образования И.Г. Горячева в своем выступлении сделала акцент на этнографическое направление в изучении истории родного края. Она подробно рассказала об одном из видов этнографического изучения – опросе населения и работе с информаторами. Поделилась опытом, как педагог может помочь детям найти объекты и субъекты исследования, как провести интервьюирование, о работе с техникой: диктофоном, видеокамерой, компьютером.
Учитель Среднеаверкинской школы и руководитель школьного музея А.И. Пидерова рассказала о создании аннотации в кратком изложении содержания и главных особенностей книги, методического пособия. В методической службе аннотация применяется и для самообразования и при подготовке к личной аттестации. Педагог поделилась опытом создания учащимися аннотаций к экскурсиям, театрализованным представлениям.
Г.З. Минкина, педагог ЦВР «Эврика» рассказала о детском пешеходном туризме. Для детей туризм – это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни, изучение родного края, памятников природы. А для педагогов – это средство или способ лучше и глубже познать учащихся, а также активнее повлиять на их развитие. Одним из самых значимых средств непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений, считает педагог, является поход. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.
И.В. Гладкова, учитель Подбельской школы поделилась опытом использования краеведческого материала для развития умственных способностей и представила разработку «Читательская грамотность обучающихся как компонент функциональной грамотности».
На семинаре было отмечено, что учащиеся изучают на занятиях историю родного края, участвуют в различных районных конкурсах, которые организовывает ЦВР «Эврика»: «Голос истории», «История Похвистневского района в лицах, событиях, фактах», краеведческих чтениях им. В. Ендураева, в викторинах «Пусть помнит спасенный», «Самара космическая», «Земля родная» и других.
Итогом работы семинара прозвучало, что одним из наиболее значимых компетенций педагога является профессионализм. Участвуя на таких практических семинарах, педагоги имеют возможность делиться опытом, узнавать новинки, быть в курсе современных методик, общаться. Методически правильно организованное обучение, участие детей в различных конкурсах предполагают разные подходы к работе, шлифованию мастерства педагога.
Н.А. Егорова,
методист ЦВР «Эврика» – СП
ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск