В этом мире богатыми нас делает
не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем.
Бигер Генри Уорд
В объединении «Пресс-центр» ЦВР «Эврика» м.р. Похвистневский занимаются ребята разные по возрасту и характеру, способностям и возможностям. Но важно то, что все они стремятся к самовыражению. Младшие, общаясь со старшими и изучая теоретический и практический материалы, вместе работая над подготовкой к мероприятиям, всегда находят для себя не только друзей, но и примеры для подражания в лице старших ребят. Огромное желание попробовать себя в новой роли и сделать это так же хорошо, как старшие, становится важным стимулом для юных журналистов. «Конкуренция» в таких случаях работает на сплочение коллектива, где каждый является ярким примером для других.
Сотворчество и взаимодействие разных по возрасту и развитию детей, как неотъемлемые элементы наставничества, применяется в объединении «Пресс-центр» второй год. В начале учебного года педагог проводит беседу с группами ребят о наставничестве, рассказываю об участии в программе. Они рассуждают на эту тему, высказывая порой очень интересные мысли. Определить кандидатуры наставников не сложно, ведь некоторые учащиеся посещают объединение уже 6 год. Наставники совместно с наставляемыми определяют учебные темы, по которым можно передать свои знания и опыт, составляют план взаимодействия и обсуждают содержание учебных занятий. Так были сформированы наставнические пары. Для комфортного пребывания в паре с наставником каждому учащемуся необходим положительный микроклимат, именно это во многом способствует развитию личности, работа строится на безусловном приятии и полном доверии.
Именно в такой комфортной атмосфере проходят учебные занятия, практические работы, беседы, круглые столы. И коммуникация выступает не только как обмен информацией, знаниями и действиями, но и способствует установлению взаимопонимания. Каждый из наставнической пары учится выстраивать новые отношения: и личные, и деловые. Ключевая роль наставника – это роль старшего друга, который всегда поддержит, придет на помощь.
У наставляемых в процессе взаимодействия с наставниками укрепляется «командный дух» и появляется уверенность в своих силах, формируются умения применять полученные знания и приобретенный опыт в объединении. Они учатся объективно оценивать собственную деятельность, анализировать работу других, у них совершенствуются личные качества характера, укрепляется мотивация к участию в различных мероприятиях. Сотворчество с наставниками обеспечивает им состояние эмоционального подъёма, ситуации успешности, взаимодействие порождает у младших потребность в постоянном самосовершенствовании и самореализации.
У наставников активизируются лидерские и организаторские способности, они учатся управлению группой обучающихся, анализируют достижения и ошибки, определяют свои сильные и слабые стороны, систематизируют имеющийся опыт и приобретают новый, учатся определять эффективные и доступные способы и методы подачи учебного материала наставляемым. Данная практика повышает творческий потенциал наставников, раскрывает дополнительные возможности самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования в процессе передачи нового опыта.
Виктория А.: «Глубокая признательность руководителю «Пресс-центра» за возможность попробовать себя в роли наставника и продолжить общение с младшими! Это очень ценный опыт для меня. Появилась возможность узнать свои качества организатора в незнакомом ранее формате, и с другой стороны, сразу поучиться применять их на практике, ставить конкретные цели и вместе с другими ребятами достигать их в творческом поиске».
Полина О: «Индивидуальные и групповые занятия с наставляемыми – мой первый, если можно так сказать, педагогический опыт. Мне кажется, что совместная работа плодотворная, главное, что мы нашли взаимопонимание, обстановка на занятиях всегда очень доброжелательная».
Дарья Ч.: «После занятий я получала удовлетворение от проделанной работы. Приятно осознавать, что твои подопечные научились писать небольшие статьи, составлять вопросы для интервью».
Дарья Д.: «На всех этапах работы я получала обратную связь и с каждым разом чувствовала себя гораздо увереннее. Для меня опыт наставничества очень полезен, так как может пригодиться в дальнейшей жизни».
Софья Ч.: «Больше всего мне нравятся круглые столы, во время которых мы все вместе обсуждаем подготовку к конкурсу. Нас учат правильно выражать свои мысли на бумаге, оказывается, чтобы правильно подобрать нужное слово, надо потрудиться. Но тут на помощь приходят наши наставники. Спасибо им за это».
Александр Ш.: «Наставники никогда не командуют нами, они всегда предложат свою помощь, у них есть чему поучиться. Например, я теперь знаю, как готовить очередной выпуск газеты «Школьная страна».
Отзывы наставников и наставляемых об участии в программе наставничества подтверждают слова Ричарда Баха: «Есть вершины, взяв которые, ты больше не опускаешься вниз, а, расправив крылья, летишь ввысь».
И.И. Сидорова, руководитель объединения «Пресс-центр» ЦВР «Эврика»