Если ученик в школе не научится ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать …
Л.Н. Толстой
Заяц — скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк, зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой — настовник, осенью — листопадник, а летом — травник или летник. Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами. За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра
В лесных чащах лось – истинный «землепроходец». Сохатым лося наши прадеды называли из-за формы рогов – они похожи на соху (приспособление для вспахивания земли).
Образ оленя играет в жизни людей особую роль, они относят его к царственным животным, и наделяют фантастическими чертами. Его называют «чудным», «дивным зверем», «туром». По поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком.
Косуля, с ней связано нечто робкое, мимолетное, грациозное. Так, косуля и в сказке является образом бесцельного, инстинктивного блуждания.
Силен медведь, люты волки и рыси, но больше всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его – то смерть от его клыков не заставит ждать. С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем – жадность, гордость.
Что же между ними общего спросите вы. Ответ прост: они главные герои областного конкурса «Моё любимое животное», районный этап, которого прошел в ноябре 2020 года в Похвистневском районе и организатором традиционно стала ЦВР «Эврика».
Несмотря на то, что в области этот конкурс заявлен, как конкурс рисунков и поделок, мы решили его расширить, чтобы дать возможность ребятам проявить себя с разных сторон. Четыре возрастные группы: 1 возрастная группа дети до 6 лет; 2 возрастная группа 7 -10 лет; 3 возрастная группа 11-13 лет; четвертая возрастная группа 14-16 лет.
Первая номинация – «Рисунок», который можно было выполнить в любой технике, но основными из них, были как всегда, графика и живопись. Любимчиком из всего списка животных оказался благородный олень, именно его рисовали чаще других.
Первая возрастная группа – больше напоминает конкурс родителей, это и понятно ведь ребенок делает первые шаги, но строгое, независимое и объективное жюри в первую очередь оценивает долю участия ребенка в работе. Из 200 рисунков сложно определить победителей, но конкурс есть конкурс и здесь не только техника исполнения играет основную роль, но и сюжет, и аккуратность исполнения. Жюри отобрало 15 лучших работ, которые приняли участие в областном этапе конкурса. Победителями в этой номинации стали: Мухаммед Дергачев и Абдуль-Малик Ишкулов из Алькинской школы; Вероника Языкина из Среднеаверкинской школы; Марина Иванякова из Малоибряйкинской школы; Рената Тишкина и Алина Сергеева их Старопохвистневской школы.
Вторая номинация «Декоративно прикладное искусство». ЦВР «Эврика» не первый год проводит этот конкурс и нас огорчает то, что работ в этой номинации становиться меньше. Мы забываем главное, что работа руками влияет на развитие общей и мелкой моторики, развивает пространственное воображение, улучшает мыслительные процессы, оказывает положительное влияние на нервную систему, а также помогает приобрести уверенность в себе. Победителями в этой номинации стали: коллектив ребят из Султангуловского детского садика; Александр Коптев из Рысайкинской школы; Исламия Калимуллина из Алькинской школы.
Третья номинация «Литературное творчество». Здесь ребята пробуют себя в роли поэта или писателя. Чтобы сочинять стихи, нужно уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова, и главное, надо уметь рифмовать. Возможно, кто-то из них в будущем станет журналистом или писателем. Победителями в этой номинации стали: Ясмина Сафиуллина из Алькинского детского сада, Анастасия Сидорова из Подбельской школы; Алексей Акимов из Среднеаверкинской школы; Илья Захаров из Рысайкинской школы.
Четвертая номинация «Компьютерная графика». В этой номинации участвуют ребята, которые знают и умеют, как работать на компьютере. Кто-то составлял коллаж, другие представили презентации, а некоторые пошли ещё дальше и создали мультфильм. Победителями в этой номинации стали: Богдан Абросимов и Динара Булатова, Алексей Мелекесцев и Иван Зайцев, Эвелина Советкина и Анастасия Нефедова из Подбельской школы; Диана Леонова из Среднеаверкинской школы; Евгений Владимиров и Дмитрий Макаров из Рысайкинской школы; Ксения Андреянова из школы-интернат село Малый Толкай; Александр Прошин из школы № 3 г. Похвистнево.
Пятая номинация «Фотографическое искусство». Сейчас не фотографирует только ленивый, и, тем не менее, не все фотографии занимают призовые места. В этой номинации можно было прислать на конкурс фото любого животного. И как всегда лидерами фотосессий были кошки и собаки. Но сфотографировать просто кошку, не достаточно, всегда должен быть сюжет, а здесь надо постараться и поймать момент или удачу. Победителями в этой номинации стали: Захар Мураткин из детского сада села Рысайкино; Матвей Архипов и Арина Паймушкина из Подбельской школы; Никита Кумиров из Среднеаверкинской школы.
Почему люди становятся художниками, скульпторами, учёными, поэтами? Зависит ли это от их умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Откуда берётся такое умение? Где его источник? Его источник – это способность удивиться. Видеть необычное в окружающем мире.
И когда ребенок пробует себя в различных видах творчества, он узнаёт, что ему интересно и к чему лежит душа. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то сочинять и писать, а кто-то прирожденный фотограф. Есть дети, которые любят ставить мини спектакли и создавать мультфильмы. А участие в конкурсах дает огромный опыт и возможность выбрать дело по душе.
И.В. Казакова,
методист Филиала ЦВР «Эврика»